Новости

Региональным центрам сопровождения одаренных детей и молодежи представлена дорожная карта

28 февраля 2017

В том числе на базе ведущих образовательных организаций, которая позволит сформировать всероссийский механизм их сопровождения в целях реализации стратегии научно-технологического развития и достижения принципиальных результатов в области социально-экономического развития России.

Елена Шмелева, руководитель Фонда «Талант и успех», сообщила: «У нас есть первые системные инструменты. К ним относятся — выплаты грантов Президента РФ и ведение реестра одаренных детей. Оператором этой работы выступает Фонд „Талант и успех“. И у нас есть поручение о создании в регионах, с учетом опыта „Сириуса“, центров выявления и поддержки одаренных детей в регионах. Самое главное — это дальнейшее сопровождение этих детей».

Спикер отметила, что требуется выстроить системную работу по управлению талантами.

Елена Шмелева рассказала о том, что в Центре проходят интенсивные занятия, до 100 академических часов, за три недели образовательной программы от ведущих педагогов, ученых, тренеров, с большим количеством состоявшихся взрослых носителей моделей успеха и новых идей для развития экономики и социальной сферы. Программа реализуется по трем направлениям: наука, искусство, спорт, а также включает профессиональную и научно-исследовательскую подготовку, проектную работу школьников. И обязательные блоки из других направлений... Обязателен индивидуальный учебный план.

В качестве главного вызова спикер обозначила последующее развитие талантов после выпуска из «Сириуса», так как единого инструментария по дальнейшему сопровождению одаренных школьников нет. Она считает, что требуется создание региональных центров, которые будут расширять региональный реестр одаренных детей, а также проводить системную работу по индивидуальным траекториям со школьниками, которые уже туда попали.

В качестве организационной модели Елена Шмелева предложила сформировать в региональных центрах попечительский совет и экспертный совет из представителей профессионального сообщества. Также должны присутствовать спортивные клубы и ведущие площадки по развитию искусства и культуры в регионе.

Андрей Свинаренко, заместитель председателя правления ООО «УК „РОСНАНО“», генеральный директор Фонда инфраструктурных и образовательных программ, рассказал об образовательном проекте компании «Школьная лига РОСНАНО», который работает более пяти лет. По словам спикера, в него вовлечено более 50 регионов, около 600 школ.

«Суть проекта состоит в том, чтобы, с одной стороны, помочь педагогам разработать учебно-методические материалы для междисциплинарного преподавания естественно-научных дисциплин. С другой стороны, привить интерес, в том числе за счет предметного подхода к естественным наукам, чтобы ребята выбирали в качестве своей основной дальнейшей траектории развития именно эти области. В результате уже более пятилетней работы мы видим показатели ЕГЭ, которые на 10—15 пунктов выше, чем в среднем по России. И соответственно поток в инженерно-технические и классические университеты на естественно-научные специальности тоже растет по сравнению со средними показателями по России», — рассказал Андрей Свинаренко.

Эксперт заметил, что методические, организационные и педагогические наработки проекта компания постепенно интегрирует с системой «Сириуса». Также он подчеркнул, что требуется заинтересованность в работе со всех сторон. «Модель, которую предлагает „Сириус“, вполне работоспособная только лишь при одном условии, если модель будет подпитываться контентом не только от центра „Сириус“, но и от компаний, корпораций, регионов, университетов. Это первое условие. Второе ключевое условие функционирования модели — если ее участникам будет нравиться то, что они делают, успех будет гарантированно обеспечен», — отметил Андрей Свинаренко.

Олег Бударгин, генеральный директор, председатель правления ПАО «Россети», рассказал о работе компании с вузами по подготовке кадров. Он отметил, что «Россети» сформировали и создали несколько среднетехнических образовательных учреждений, построили и обслуживают их. На компанию работают 160 вузов. «Очень важно региональную площадку иметь. Гражданин новый должен вернуться куда-то. Сейчас важно, чтобы эти элиты, новое поколение формировалось на территории своей малой родины… Компания „Россети“ заинтересована в подготовке нового поколения. Не только для того, чтобы они работали в компании „Россети“, а потому что нам нужно новое поколение», — сказал Олег Бударгин.

Партнер центра «Сириус» Дмитрий Морозов, президент BIOCAD, в своем выступлении подчеркнул, что у сотрудников компаний есть потребность не только постоянно учиться, но и передавать знания. Этот процесс можно рассматривать как некую преемственность поколений. Он также обозначил необходимость создания региональных центров.

«Мы бы хотели с нашими детьми взаимодействовать постоянно. Это взаимодействие поможет и более глубокой профессиональной ориентации. Нам нужны региональные центры, в которых мы могли бы уже более плотно общаться с нашими детьми», — сообщил Дмитрий Морозов.

Об изменениях в образовательном процессе говорил и Алексей Репик, президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

«То, что сейчас востребовано в части образования, — это уход от таких деревянных понятий профессии, абсолютных шаблонов, в модель многофункциональную, многозадачную. Модель, в которой человек развивает свой потенциал, свои способности по целому комплексу направлений с учетом конвергенции между этими специальностями, критическими технологиями, которые создают наш новый мир», — отметил Алексей Репик.

Спикер считает, что бизнесу следует встроить свои идеи и амбиции в техническое задание для системы подготовки кадров.

В свою очередь Андрей Свинаренко отметил риски, которые возникают в модели, предложенной экспертам.

«Первый риск я вижу в том, что горизонт планирования у бизнеса существенно короче, чем горизонт функционирования этой системы. И это существенный риск. Риск номер два — это попытка упаковать в каком-то смысле эту модель в контрольную функцию. Это тоже очень опасно, потому что большое количество KPI приведет к тому, что завалят отчетами, а результаты не будут иметь никакого отношения к этим KPI. Поэтому мне кажется, что нужно исходить из того, что все центры, которые создаются по этой модели, имеют два — три показателя для всех. А остальные у них должны быть индивидуальными», — уточнил Андрей Свинаренко.

Вернуться в новости