-
-
На фоне пандемии ожидаемая продолжительность жизни в России снизилась впервые с 2003 г. до 71,1 года в 2020 г. против 73,3 года в 2019 г. В 2030 году показатель должен составить 78 лет. Прорыв в увеличении продолжительности жизни с сегодняшних 73 лет до 78 лет к 2024 году – сверхзадача для российского здравоохранения. Этот вызов потребует огромной концентрации усилий всего общества. Какие меры необходимо предпринять сегодня, чтобы достичь целевого показателя? Как распределить бремя ответственности за здоровье населения между государством, работодателями и гражданином? Какие решения надо принять в системе здравоохранения, чтобы соответствовать вызовам времени? Помогут ли цифровые технологии человеку стать союзником врача в борьбе за свое долголетие?
-
-
Правительство РФ утвердило Концепцию цифровой трансформации социальной сферы до 2025 года, которая объединит ИТ-системы Министерства труда, Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования, а также учреждений медико-социальной экспертизы. С помощью новой системы граждане смогут получать госуслуги без заявлений и подтверждающих документов. На платформу будут переведены все процессы назначения и предоставления мер социальной поддержки, оказываемой государством. Докажет ли сервисная модель свою эффективность?
-
-
Здоровье – это величайшая ценность, однако не каждому человеку удается вести правильный образ жизни и избежать болезней. Сегодня, в условиях влияния интернета и массового вовлечения населения в онлайн-среду, как никогда важно сохранение здоровья нации и популяризация спорта и здорового образа жизни. В чем важность спорта как инструмента развития личности? Быть здоровым модно, но как сделать, чтобы здоровый образ жизни стал естественным и привычным для большинства жителей России?
-
-
Задача сбережения народа России – высший национальный приоритет. В то же время в течение ближайших десятилетий Россию, как и ряд других стран мира, ожидает дальнейшее старение населения наряду с сокращением рождаемости и смертности. Эти изменения повлекут за собой долгосрочные социально-экономические последствия. Решение задачи народосбережения должно учитывать весь комплекс факторов: стратегии укрепления социальных гарантий, профилактику рисков репродуктивных нарушений, защиту здоровья новорожденных, формирование здоровьесберегающей среды, а также просветительскую деятельность по популяризации здорового образа жизни и ответственного родительства. Что Россия может предпринять в ответ на эти вызовы? Какие мероприятия по поддержке семьи могут стимулировать демографическое развитие России? Какие меры помогут решить проблему смертности, особенно среди мужчин трудоспособного возраста? Как мотивировать общество к ведению здорового образа жизни и ответственному отношению к здоровью и родительству? Как новые подходы к обеспечению безопасности и качества питания и формированию здорового пищевого поведения со школы влияют на демографию?
-
-
Безбарьерная или универсальная среда позволяет всем людям, включая маломобильные группы, пользоваться окружающим пространством независимо от чьей-либо помощи: это возможность для людей участвовать в общественной, производственной, культурной и спортивной сферах жизни страны, получить достойное образование и квалифицированную работу, вести полноценную и насыщенную жизнь без ограничений. Целенаправленная работа по созданию безбарьерной среды давно ведется в России. Вносятся изменения в федеральные и региональные нормативные акты, выделяется финансирование. Достаточно ли эффективна эта работа? Какие меры необходимо предпринять государству и регионам, чтобы действительно устранить барьеры?
-
-
В 2020 году пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничения оказали непосредственное влияние на миграционные процессы в России. Миграционный прирост населения России в 2020 г. резко снизился. Также на максимально низком за девять лет уровне оказалась внутренняя миграция. Обострилась конкуренция на рынке труда в одних отраслях одновременно с острым дефицитом кадров в отраслях, где традиционно большую долю занимали внешние мигранты. Как эпидемия сказалась на мобильности трудоспособной и самой активной части населения – как собственной (внутренняя миграция), так и иностранной, приезжающей в Россию на заработки (международная миграция)? В каких видах экономической активности сокращение занятости стало особенно болезненным для мигрантов? Как стимулировать приток квалифицированной рабочей силы в Россию, не разбалансировав рынок труда?
-
-
Новые национальные цели развития напрямую перекликаются с Целями устойчивого развития, в том числе в части сохранения населения, здоровья и благополучия людей, обеспечения достойного эффективного труда и успешного предпринимательства. Но какими видят их жители страны и каких реальных результатов они ожидают?
-
-
Пандемия резко ускорила развитие здравоохранения. Бенефициары отрасли осознали текущие вызовы и готовы к совместным стратегиям на пути к медицине будущего. Современное здравоохранение неразрывно связано с развитием цифровых технологий, открытиями в области молекулярной биологии, медицинской генетики – сегодня каждый день появляется все больше решений, приближающих прорывные достижения медицины не к обществу, а к каждому пациенту. Медицина получила мощный импульс к развитию и выводит современное здравоохранение на беспрецедентно новый уровень, в основе которого лежат принципы пациентоориентированности, персонализированного подхода, предупреждения и предотвращения болезней, построения здорового общества. Какие возможности для всех участников здравоохранения открывает развитие медицинских технологий и умной медицины? Каковы перспективы развития в России генетических и биомолекулярных технологий и их внедрения в клиническую практику? Насколько сегодня нормативно-правовая база готова к трансферу в практическое здравоохранение инновационных медицинских технологий? Какие барьеры существуют в отрасли для их развития? Какие перспективы для здоровьесбережения открывают современные возможности био- и генетических технологий?
-
-
В последнее время ESG-повестка прочно заняла свои позиции в стратегиях развития крупного бизнеса. Но важно понимать, что не только бизнес должен думать об ответственной системе жизнедеятельности: любой бизнес находится на территории, в конкретном регионе. Очень важно наладить диалог между бизнесом и регионом присутствия в части реализации ESG-планов. На регионы ложится дополнительная стратегическая и координационная нагрузка по объединению и созданию синергетического эффекта всех ESG-стратегий присутствующих на их землях компаний. Важно обсудить, как власти и компании должны развивать «зеленые» платформы, какие инструменты взаимодействия должны быть выработаны в этой части, где проходит распределение зон ответственности за экологические проблемы, проблемы озеленения и другие вопросы по созданию комфортной и безопасной среды для жизни. Как рассчитать, какие инвестиции в территории обязаны делать компании по этим направлениям? Что означают социальные импакт-инвестиции для устойчивого развития территорий? Как бизнес должен сотрудничать с регионами в части ESG-повестки? Как должна выглядеть система взаимодействия регионов и бизнеса для создания эффективной территориальной стратегии по экологическому оздоровлению регионов?
-
-
Повышение квалификации в глобальном масштабе приведет к приросту мирового ВВП на 6,5 трлн долларов и созданию 5,3 млн новых рабочих мест к 2030 году. Россия, как и весь мир, уже столкнулась с колоссальной нехваткой специалистов во всех отраслях цифровой экономики. Современная система образования слабо удовлетворяет требования рынка и в потоке развития инноваций требует значительных преобразований. Задача подготовки кадров для цифровой экономики требует внедрения новых технологий обучения и адаптации к ним. Спрос на высококвалифицированные кадры существовал задолго до COVID-19, но пандемия ускорила реализацию стратегий цифровой трансформации и удаленной работы многих компаний и целых отраслей. Неготовность к вызовам цифровой экономики неизбежно увеличивает и без того высокий кадровый разрыв. Устранение разрыва требует переосмысления подходов к преподаванию цифровых навыков и навыков XXI века. В каком возрасте необходимо начинать обучение школьников цифровым навыкам и навыкам XXI века? Какие меры сегодня предпринимаются на региональном уровне, чтобы осуществлять эту работу системно? Какие существуют барьеры и в чем состоят сложности масштабирования лучших практик?
-
-
В современном мире креативные индустрии являются одним из важнейших факторов устойчивого экономического развития и формирования человеческого капитала. В сфере развития инновационной экономики во многих странах на государственном уровне разработаны и приняты программы поддержки креативных индустрий. В России системная поддержка сектора также начинает формироваться. Российские регионы обладают достаточными ресурсами, инфраструктурой для развития секторов креативной экономики, но еще не в полной мере реализуют свой потенциал. Какие меры необходимо предпринять для его реализации? Каков российский подход к развитию экономики будущего? Какие новые возможности предоставляют креативные индустрии инвесторам?
-
-
Технологии в современном мире меняются чаще, чем мы можем ожидать. Зачастую знания выпускников учебных заведений уже устарели и им приходится заново учиться на производстве. Для сохранения конкурентоспособности экономики эту ситуацию необходимо исправлять. Согласно планам правительства, в России будет внедряться отраслевой подход к подготовке кадров, когда учебные заведения выступают в тесном взаимодействии с предприятиями. Как это отразится на системе образования и рынке труда? Позволит ли это убрать разрыв между учебными заведениями и предприятиями? Повысится ли конкурентоспособность выпускников на рынке труда?
-
-
Где лидерам технологических проектов искать финансирование и почему многие идеи остаются на бумаге и в презентациях? Какие меры поддержки необходимы молодежи, чтобы не только открыть бизнес и построить завод, но и вовлечь людей в предпринимательскую деятельность? Как выявить риски инвесторов, обозначить причины «ненадежности» молодежных проектов, такие как возраст, недостаток опыта? Почему молодые предприниматели так часто получают отказ в инвестировании? Эти вопросы часто задают себе молодые предприниматели. Мы постараемся дать ответы на вопросы, как привлечь финансирование, куда обращаться и где помогут «упаковать» идею.
-
-
Правительство Российской Федерации готовит к запуску проект по созданию на базе университетов 30 передовых инженерных школ в партнерстве с высокотехнологичными компаниями. Цель федерального проекта «Передовые инженерные школы» – модернизация инженерного образования и подготовка квалифицированных кадров для развития критически важных технологий и отраслей промышленности. Появление в российских регионах передовых инженерных школ позволит сократить разрыв между образовательными программами и требованиями работодателей, а также вовлечь в учебный процесс отраслевых специалистов высокого уровня и создать хорошо оснащенные научно-образовательные стенды и лаборатории. Основой эффективности проекта «Передовые инженерные школы» станет максимальное вовлечение высокотехнологичного бизнеса на всех этапах. Какие условия необходимо создать для обновления инженерного образования и подготовки инженерных кадров для различных отраслей? Смогут ли выпускники проекта помочь российской экономике совершить качественный технологический рывок?
-
-
За последнее время количество волонтеров в России увеличилось в несколько раз. Помощь другим становится неотъемлемой частью нашей жизни и культуры. Общероссийская акция взаимопомощи #МыВместе во время пандемии собрала свыше 250 тысяч волонтеров и оказала адресную помощь более 6,5 миллионам человек. Как сохранить и усилить этот вектор развития в регионах? Какой вклад вносят волонтеры в экономику страны? Чем еще государство может им помочь?
-
-
Расширение дистанционной занятости в период пандемии оказало смешанное влияние на рынок труда в регионах. С одной стороны, можно работать не выходя из дома, с другой – пропадают географические барьеры для трудоустройства, что может привести к дефициту на рынке труда отдельных регионов. Какие положительные и негативные эффекты этой ситуации видят работодатели сегодня? Как удержать ценного работника в сложившихся условиях? Как будет развиваться ситуация после снятия пандемийных ограничений?
-
-
Институты развития в России корректируют свою работу, сфокусировав ее на достижении национальных целей. Это требует существенной перестройки работы и перспективных планов таких структур. Проведена реформа институтов развития с целью оптимизации их работы и повышения эффективности. Как теперь будет функционировать система институтов развития? Какова система оценки их результатов в достижении национальных целей развития?
-
-
Во всем мире учет ESG в бизнес-стратегиях компаний становится новым стандартом и гарантией успешного ведения бизнеса. Пандемия ускорила процессы трансформации: ESG-переход фиксируется на государственном и корпоративном уровнях и уже есть первые положительные изменения в плане переориентации производств на экологическую деятельность. Более того, некоторые аналитики считают, что через несколько лет компании, не уделяющие внимания работе в области устойчивого развития и КСО, столкнутся с большими трудностями в своей деятельности. Действительно ли выход из ковидного кризиса предполагается осуществлять через «зеленую» дверь, то есть через встраивание экологических и социальных решений в масштабные проекты по восстановлению экономики? Какая регулятивная политика и какие методы управления позволят России использовать преимущества «зеленых» принципов для повышения производительности и конкурентоспособности?
-
-
В последние годы разными странами в приоритетном порядке принимаются инициативы по снижению углеродного следа, идет поиск решений. Россия также уже сделала важные шаги в сторону развития низкоуглеродной экономики. В частности, принят Указ Президента: к 2030 году ограничить выбросы парниковых газов уровнем до 70 процентов от значений 1990 года – с учетом роста экономики и увеличения поглощающей способности лесов, разработан проект Стратегии низкоуглеродного развития до 2050 года, подписан главный климатический закон об ограничении выбросов парниковых газов. Какие следующие меры необходимо предпринять с учетом важности устойчивого развития страны и сбалансированного развития экономики? Каковы перспективы развития «зеленой» энергетики в Российской Федерации и какие меры поддержки необходимы?
-
-
Города разных стран столкнулись с необходимостью борьбы с пандемией коронавируса, затронувшей практически все сферы жизни мегаполисов. При этом администрации многих городов смогли грамотно воспользоваться ситуацией, начав преобразования, призванные не только минимизировать негативные последствия пандемии, но и заложить основу для дальнейшего устойчивого развития городов и повышения уровня безопасности и комфорта их жителей. Как города России будут развиваться в постпандемийной реальности? Какие положительные уроки удалось извлечь из кризиса?
-
-
Национальный человеческий капитал формируется за счет инвестиций в воспитание, образование, культуру, здоровье населения, в повышение профессионализма, уровня и качества жизни населения, в науку, знания и предпринимательские способности. Какое влияние он оказывает на нашу жизнь и зачем его увеличивать? Какой экономический эффект дают инвестиции в человека и культуру?
-
-
Сегодня в России действуют разнообразные, как федеральные, так и региональные, программы по улучшению жилищных условий. Но насколько они эффективны в регионах? Что нужно предпринять, чтобы облегчить путь человека к доступному и комфортному жилью?
-
-
Пандемия COVID-19 стала наглядной демонстрацией разного уровня устойчивости экономик городов и стран: кто-то оказался парализован новой угрозой, а кто-то совершил рывок, выходя из локдауна с ростом инвестиций и производства. Как формировать экономику субъекта, независимую от внешних шоков? Какие инструменты диверсификации и наращивания объемов портфелей проектов развития оказались наиболее эффективными? Как влияют масштабные инфраструктурные проекты на динамику инвестиционной активности и как управлять соотношением частных и государственных вложений? Какие инструменты уже созданы для помощи регионам и эффективны ли они?
-
-
Sharing economy – экономика совместного использования. В основе ее – как раз коллективное использование (аренда или бартер), а не владение каким-то ресурсом: жильем, офисом, автомобилем и парковкой, даже знаниями и умениями. По данным Российской ассоциации электротехнических компаний (РАЭК), в конце 2019 года объем рынка sharing economy в России превысил 769 млн рублей, при этом рост за год составил почти 50%. Сейчас, выйдя на совершенно новый уровень, мощный тренд shareconomy уже превращается в самостоятельную экономическую модель, оказывающую огромное влияние на городскую среду и жизнь человека. Пандемия не отменила тренд на осознанное потребление, а только укрепила его: самоизоляция простимулировала рост временных покупок. При этом формирование привычки к доставке позволило расширить географию вовлеченности в экономику совместного потребления. Шеринг в России изначально активнее всего развивался в мегаполисах, но пандемия придала мощное ускорение регионам. Продолжится ли тенденция развития шеринга в регионах после снятия ограничений? Какие позитивные и негативные эффекты оказывает sharing economy на создание благоприятной городской среды?
-
-
В России тысячи граждан регулярно жалуются на режимы «черного неба». Федеральный проект «Чистый воздух» будет расширен на десятки российских городов. Но уже к 2024 году в 12 самых грязных городах России нужно снизить выбросы на 20%. Какие шаги необходимы для достижения этой цели? Какие меры поддержки необходимы? Готов ли бизнес вкладываться в модернизацию и добровольно устанавливать датчики?
-
-
На Сахалине начался эксперимент по созданию первой в России системы торговли углеродными единицами. Регион проведет инвентаризацию выбросов и поглощений парниковых газов, установит квоты выбросов и введет широкую углеродную отчетность. Углеродной нейтральности в регионе должны добиться уже к 2025 году. Как будет вводиться система торговли углеродными единицами? Готовы ли регионы к масштабированию проекта? И как компании будут снижать углеродный след?
-
-
В России запущена «генеральная уборка» на суше и на море. В ближайшее десятилетие в регионах предстоит ликвидировать опасные промышленные предприятия, поднять затопленные корабли и убрать несанкционированные свалки. Как убрать «горячие точки» и не допустить нового захламления? Какие инструменты для уборки нужны регионам? Как собственники объектов должны нести ответственность за накопленный экологический вред?
-
-
Несмотря на восстановление экономики после пандемии коронавируса, многие регионы России испытывают сложности с формированием бюджета развития. В то же время реализация национальных целей развития невозможна без соответствующего финансирования. Как в условиях пандемии изменились условия и возможности для формирования бюджетов развития регионов? Как сделать территорию привлекательной для инвесторов и где искать альтернативные источники финансирования? Можно ли двигаться вперед без бюджета развития? Насколько опасны бюджетные диспропорции?
-
-
Российский венчурный рынок в 2020 году вырос почти в два раза. Объем публичных сделок с участием российских стартапов составил 21,9 млрд рублей. Эксперты рассчитывают на рост: по итогам 2021 г. индустрии, связанные с цифровизацией привычных для офлайна сфер экономики, растут на десятки и десятки процентов год к году, в то время как традиционная экономика показывает намного более скромные цифры. Вместе это становится благоприятным временем для запуска новых бизнес-идей и для выхода на IPO уже сложивших стартапов. Как сохранить этот тренд в дальнейшем? Будет ли государство усиливать свою роль в этом направлении? Как компаниям эффективно выйти на рынок венчурных инвестиций?
-
-
Пандемия оказала колоссальное влияние на все сферы жизни. За последние два года малый бизнес приобрел новые черты. Предпринимательская деятельность приобретает все большую значимость как в экономике, так и в социальном развитии общества. Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП России к концу этого десятилетия должен вырасти до 40%, число занятых в малом бизнесе должно вырасти до 25 млн человек. Какие меры нужно предпринять для достижения этого результата? Как изменились основные приоритеты МСП и государства? Как обеспечить достижение национальных целей и устойчивое развитие бизнеса?
-
-
Сегодня 24 субъекта Российской Федерации с наибольшей инвестиционной привлекательностью формируют около 93% всех инвестиций. Поэтому важно сформировать политику для выявления индивидуальных особенностей инвестиционного развития регионов и создать условия для инвестиций в экономику будущего. С этой целью разработан Региональный инвестиционный стандарт 2.0, который учитывает лучшие практики Агентства стратегических инициатив в сфере инвестиционной деятельности, накопленные с 2012 года. В основе нового регионального стандарта лежат лучшие практики работы субъектов с инвесторами, скомпонованные таким образом, чтобы все регионы соответствовали минимальному набору требований для прихода инвестора. Более того, в регионах внедряется система поддержки инвестиционных проектов Fast Track, которая направлена на создание удобного и быстрого механизма запуска и сопровождения инвестиционных проектов. Программа включает создание инвестиционной декларации, инвестиционной карты, свода инвестиционных правил субъектов РФ, а также формирование стандартов обеспечения наличия инфраструктуры. Как создание и внедрение новых механизмов отразится на их привлекательности для инвесторов? Насколько они упростят процессы реализации проектов и позволят синхронизировать работу органов власти с инвесторами? Насколько сократится путь инвестора к региону?
-
-
Распространение новой коронавирусной инфекции стало масштабным вызовом и для мировой, и для российской экономики. Ограничить спад в экономике и обеспечить ее дальнейшее восстановление позволили меры поддержки бизнеса и населения, принятые Правительством Российской Федерации. Однако теперь регионам необходимо искать новые точки роста экономики. Эффективная налоговая политика, привлечение новых инвесторов, строительство новой качественной инфраструктуры и освоение новых технологий – все это может позволить региону совершить скачок в экономическом развитии. Каковы основные точки роста ВРП субъектов и как их эффективно использовать в современных условиях? Какой из драйверов может быть наиболее эффективен в текущей ситуации?
-
-
В современном мире очень важна открытость правоохранительных органов к публичному диалогу с бизнесом, необходимому для поддержания доверия предпринимателей к органам государственной власти. Использование цифровых форматов коммуникации позволяет практически устранить барьеры между ними, необходимо лишь обоюдное движение навстречу. Какие меры предпринимаются сегодня, чтобы наладить прямой контакт между бизнесом и властью? Как новые технологии помогают повысить уровень доверия бизнеса к правоохранительным органам? Возможно ли наладить между ними равноправный диалог?
-
-
Северо-Кавказский федеральный округ в настоящее время столкнулся с рядом экономических проблем. Реализуемая в последние годы программа социально-экономического развития этого макрорегиона не принесла ощутимых результатов. По-прежнему достаточно много проблем, которые требуют решения, в том числе на федеральном уровне. В то же время очевидно, что у региона есть серьезный, к сожалению, пока еще не до конца реализованный потенциал по целому ряду направлений. Существуют огромные возможности для развития различных сфер, включая туризм, от сугубо оздоровительного и спортивного до экстремального, сельское хозяйство. Есть хорошие предпосылки для запуска промышленных объектов, а удачное географическое расположение на перекрестке глобальных транзитных маршрутов «север – юг» и «восток – запад» позволит развивать логистические направления.
-
-
Кластерные инициативы как эффективный механизм формирования и развития кооперационных проектов получили активное распространение в субъектах Российской Федерации. Сегодня в России насчитывается около 50 промышленных кластеров. Как выявить перспективных региональных отраслевых лидеров для их поддержки средствами кластерной политики? Как кросс-индустриальные (межотраслевые) технологические процессы меняют структуру производств и повышают их эффективность?
-
-
Требования времени (четвертая и пятая промышленные революции) диктуют новые подходы к формированию и реализации промышленной политики в стране. В фокусе внимания: инвестиции в производственную инфраструктуру, использование самых современных и передовых технологий, а также подготовка высококвалифицированных кадров в интересах системообразующих отраслей российской промышленности. В течение последних лет в промышленно развитых регионах России, к числу которых относится УрФО, государством и бизнесом было инвестировано значительное количество средств в реализацию крупных и значимых для социально-экономического развития регионов проектов. Их реализация позволила создать новые высокопроизводительные рабочие места, а также существенно обновить как производственную базу организаций реального сектора экономики регионов, так и в ряде случаев создать современную сопутствующую социальную инфраструктуру, востребованную на местах, использование которой позволило улучшить качество жизни граждан. Работа правительства ориентирована на наращивание динамичных темпов промышленного развития регионов, подразумевая его значимость с социально-экономической точки зрения, поддержки занятости населения. Безусловно, в такой работе важна и роль бизнеса, имея в виду обеспечение паритета – его совместных с государством усилий в направлении поддержания соответствующей инвестиционной активности. Кому и сколько необходимо инвестировать в поддержку существующего производства и в развитие новых технологий? Должно ли государство поддерживать все отрасли или только системообразующие? Стоит ли «вливать» бюджетные деньги в экономически неприбыльные проекты, если они обеспечивают высокую занятость населения? Какие меры господдержки зарекомендовали себя как эффективные, и чего не хватает?
-
-
Для реализации цифровой трансформации государства необходимо своевременно отвечать на этические вопросы, возникающие при использовании цифровых технологий. Новая технологическая революция меняет нашу жизнь: у людей появляются новые способы действия, новые интересы и новые ценности. Попытки совместить их с уже существующими не всегда удачны, возникают конфликты и новые этические проблемы. Цифровое доверие – новое явление цифровой эпохи. Оно определяется как уверенность пользователей в способности цифровых институтов, предприятий, организаций, технологий и процессов создать безопасный цифровой мир. Возможно ли этого добиться сегодня? Какие риски несет повальная цифровизация для человека? Как защитить свою частную жизнь?
-
-
Развитие новых технологий – необходимое условие в борьбе за глобальное технологическое лидерство, в связи с чем привлечение и сохранение технологических стартапов становится жизненно важным для экономики. Отсутствие возможностей для привлечения внешнего финансирования – основная проблема российских технологических стартапов. Как решить эту проблему? Какие меры поддержки может предложить государство и регионы технологическим предпринимателям?
-
-
Сохранение и приумножение научно-технического потенциала регионов, определяющего совокупный интеллектуальный потенциал России, невозможно осуществить без создания эффективных форм соединения науки и производства. Формой такого соединения призвана стать Национальная инновационная система. Она состоит из четырех блоков: наука, бизнес, кадры и цифровизация. Все эти элементы развиваются в регионах, и именно партнерство с регионами является залогом синергетического эффекта. Какую роль играют регионы в построении Национальной инновационной системы? Как достичь максимального эффекта синергии от взаимодействия? Какой эффект это может оказать на экономику страны?
-
-
Пандемия коронавируса оказала влияние практически на все сферы экономики, включая IT. Еще весной 2020 года компании этого сектора заговорили о необходимости господдержки. Были внесены поправки в Налоговый кодекс, более известные как налоговый маневр. Он снизил ставки налога на прибыль для российских IT-компаний с 20% до 3%, а ставку по страховым взносам – с 14% до 7,6%. Нововведение коснулось тех компаний, 90% доходов которых поступает от продажи программного обеспечения и услуг. Компенсировать выпадающие доходы бюджета предполагается за счет НДС на продажу исключительных прав на ПО и прав на пользование ПО на основании лицензионных договоров. За 9 месяцев 2021 года налоговый маневр для российских IT-компаний позволил привлечь дополнительные налоговые отчисления в размере 48 млрд рублей. Кто оказался в выигрыше от налогового маневра, а кто проиграл?
-
-
В России сложились предпосылки к новому общественному договору. В рамках цифровой трансформации обозначено несколько инициатив, являющихся аспектами его цифровизации. Это мобильная связь и скоростной интернет у каждого жителя России, цифровой профиль гражданина, открывающий доступ ко всем документам в мобильном приложении, предоставление госуслуг и общение с госорганами онлайн, а также оформление договоров и сделок в цифровом пространстве и доступное обучение ИТ-специалистов. Сможет ли реализация данных инициатив создать в России условия для взаимного доверия государства, бизнеса и общества? Сможет ли это повысить эффективность органов власти?
-
-
12 октября 2020 года на единой цифровой платформе Российской Федерации «ГосТех» был запущен эксперимент по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем и их компонентов. Такие идеи «ГосТеха», как переиспользование готовых технологических и прикладных сервисов, безопасная разработка на готовом производственном конвейере, проектирование прикладной архитектуры на основе клиентоцентричного доменного подхода, распространение готовых облачных региональных и муниципальных решений через цифровую площадку «ГосМаркет» хорошо подходят к теме круглого стола «Цифровое неравенство: как подтянуть отстающие регионы?». Что «ГосТех» даст регионам? Прежде всего, за счет переиспользования готовых компонентов платформы «ГосТех» повысится скорость реализации новых региональных цифровых решений, улучшится их качество, надежность и безопасность. Кроме того, разработанные через площадку «ГосМаркета» региональные решения станут доступны всем регионам и муниципалитетам. Это позволит регионам с небольшими бюджетами использовать качественные цифровые продукты, улучшающие жизнь граждан, не тратя значительные ресурсы на их разработку и обслуживание. Идея такого переиспользования особенно актуальна с учетом огромного дефицита ИТ-специалистов как в регионах, так и в стране в целом.
-
-
Организации социального обеспечения все чаще применяют в своей деятельности технологии искусственного интеллекта (ИИ), которые позволяют им расширить предложение упреждающих и автоматизированных услуг. Все более широко ИИ применяется в медицине и образовании. Однако применение искусственного интеллекта в социальном обеспечении дается непросто. Каковы конкретные пути максимизации выгоды от применения новых технологий в социальной сфере? Какие риски существуют и как их можно избежать?
-
-
По прогнозу, к 2030 году в мире будет 41 мегаполис, в котором будут жить 720 млн человек. А уже к 2025 году 600 городов будут обеспечивать более 60% роста мирового ВВП. Три четверти населения России уже живет в городах. Здесь создаются не только источники экономического роста – здесь формируются культурные и технологические тренды. Внедрение инновационных цифровых и инженерных решений в городскую инфраструктуру позволит повысить эффективность управления городским хозяйством и сделать города комфортнее для жизни, – а значит, привлекательными для инвестиций. Какую роль будет играть экономика городов в экономике стран в будущем и насколько она будет зависеть от их технологического развития? Оправдаются ли вложения в умную инфраструктуру? Какие решения внедряются в российских городах в первую очередь и какие проекты могут получить господдержку? Каким образом нужно выстраивать реализацию проекта «Умный город» в регионах и что необходимо включать в региональные программы?
-
-
Защита информации и данных давно стала важнейшей задачей государства и бизнеса. 96% российских компаний заявили о готовности пересмотреть меры защиты в 2021 году, а увеличить бюджеты на обеспечение кибербезопасности планируют больше половины крупных российских компаний. Данные стали своеобразной «валютой», без передачи которой граждане не смогут получить ряд услуг, сервисов или товаров. Сегодня, как никогда ранее, меры по борьбе с киберугрозами и по обеспечению защиты персональной информации, принимаемые компаниями и государственными службами, интересуют каждого человека. Россия сегодня признанный мировой лидер в этом направлении, но и киберпреступники наращивают свою активность. Как укрепить лидерство в этом направлении и защитить компании и граждан? Достаточно ли бизнес и государство делают для того, чтобы защитить персональную информацию? Что нужно для того, чтобы укрепить доверие граждан?