Новости

Новая экономика городов: креативный капитал и территориальное развитие

28 февраля 2017

Именно города все больше конкурируют между собой за инвестиции, рабочие места и талантливых людей, которые создают новые идеи и возможности.

Презентация фильма о пяти городах мира — Берлине, Мехико, Мумбаи, Остине и Сеуле — показывает, что в этих городах креативная индустрия стала причиной впечатляющих изменений в социальной, культурной и экономической сферах. Фильм подтверждает, что в постиндустриальном обществе креативность и талант являются ключевыми факторами экономического развития.

Сегодня в мире уже сформировались общепризнанные центры креативных индустрий и инноваций: Лондон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Сингапур и Токио. Что необходимо сделать, чтобы и российские города встали в один ряд с ними?

Понятие креативных индустрий имеет базовую квалификацию: искусство и культура; кино и TV; дизайн и архитектура; мода; цифровые технологии; ремесла; издательское дело; реклама и маркетинг; СМИ и коммуникации — и может иметь страновые особенности. Например, в Италии — гастрономия.

Россия на сегодня не имеет утвержденной классификации креативной индустрии, отсутствует статистика и исследования этой сферы. В то же время бизнес и власть видят в нем большой потенциал.

Для оценки ситуации предлагается пилотная версия Индекса креативного капитала (ИКК) на примере девяти городов: Воронежа, Екатеринбурга, Казани, Краснодара, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Санкт-Петербурга и  Тюмени. В исследовании использовалось около 200 индикаторов, сведенных в 5 базовых блоков: город, люди, бизнес, власть и бренд. В процессе работы собрана огромная база креативных проектов и стартапов. Разработаны интерактивные карты креативной среды этих городов.

Алексей Кудрин, председатель совета Фонда «Центр стратегических разработок», заместитель председателя Экономического совета при Президенте Российской Федерации, отметил, что креативная отрасль создает новые услуги и даже в период кризиса росла на 14% в год. При разработке Стратегии развития страны на 2018—2024 годы мы будем учитывать этот опыт.

Креативный сектор очень привлекателен. Он занимает в экономике от 3% до 8%, а его доля в ВВП страны  составляет 5—9%. Если в Лондоне и Берлине его доля — 6—9%, то в Санкт-Петербурге всего 1—1,5%.

Мир меняется на глазах. Креативный сектор будет расти, прежде всего, в городах, и это необходимо учитывать в планах их развития. Сегодня мы не имеем стратегий в этом вопросе. Необходимо это учесть и в образовательном процессе в школах и университетах.

Креативная индустрия будет поглощать людей, высвобождающихся в результате перехода на новый роботизированный технологический уклад. По прогнозу Давосского экономического форума к 2020 году на первые места будут выходить комплексное решение проблем, критическое мышление и креативность.

Андрей Никитин, временно исполняющий обязанности губернатора Новгородской области, рассказал, что область имеет большой исторический капитал. Наша задача конвертировать этот капитал в креатив. Он считает, что необходимо разрабатывать особые инструменты для поддержки креативной индустрии.

Андрей Чибис, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, заявил, что «в грязи и серости креативный капитал не вырастет. Мы сегодня недооцениваем то, что наступает время цифрового мира». Далее замминистра продолжил: «Наша задача создать новую городскую среду для людей нового поколения. Эта задача должна быть в сфере внимания управленческих команд как на федеральном, так и на региональном уровне. Необходимо элементарно привести города в порядок в ближайшие 5 лет. Нам не хватает компетенции в этом вопросе, чтобы понять, что такое хорошо и что такое плохо. Надо учесть мировой опыт. Благоустройство дает толчок к развитию малого и среднего бизнеса. Надо развивать малые города и искать свои фишки для каждого из них. Новые города надо строить с учетом всех факторов и задач по их экономическому развитию».

Александр Дыбаль, член правления, заместитель генерального директора по корпоративным коммуникациям ПАО «Газпром нефть», рассказал о том, что компания несколько лет назад провела реинжиниринг своей социальной политики и перешла к философии социальных инвестиций. Для этого была создана программа «Родной город», которая предусматривает не строительство социальной инфраструктуры, а реализацию мероприятий по улучшению качества жизни людей. А. Дыбаль сообщил: «Мы стараемся сделать все, чтобы в небольших сибирских городах создать комфортные условия для людей. Поскольку мы нефтегазовая компания и работаем в основном по профилю, для реализации программы привлекаем специалистов в этой сфере».  

Игорь Лотаков, управляющий партнер PwC в России, заявил, что компания старается повысить информированность в области креативности. По прогнозу «Мир в 2050 году» ВВП России может занять первое место в Европе. Достичь этого без вложений в креативный сектор будет трудно. Игорь Лотаков считает, что структура фундаментальной экономики меняется. Если раньше затраты сокращались за счет расширения производства, то сегодня — за счет внедрения IT-технологий. Процесс глобализации завершается. Идет фрагментация вокруг исторических территорий. XXI век — век креативности и инноваций. Индекс креативного капитала можно использовать в KPI губернаторов.

Джорди Сейас Феррес, советник по развитию креативных и культурных индустрий при Правительстве Каталонии, рассказал, что в Барселоне порядка 50тысяч человек заняты в креативном секторе и они генерируют порядка 4млрд евро. После Олимпийских игр 1992 года Барселона превратилась в креативный хаб, а 22-й квартал, который до этого был промышленным районом, за 25 лет превратился в новый центр города. Г-н Феррес считает, что людям надо создавать места, где им интересно было бы жить. Для этого необходимо плодотворное сотрудничество бизнеса и государства. Надо создавать новые формы взаимодействия. Например, в креативном секторе мы используем возвратные ссуды как рисковый капитал, но более 80% средств возвращается. Креативность — это инновационный фактор для развития экономики. В четвертой промышленной революции через 10 лет основную работу будут выполнять роботы, поэтому у креативного сектора большие перспективы и потенциал развития.

Вернуться в новости