Новости

Межбюджетные отношения. В поиске равновесия

28 февраля 2017

Основные проблемы межбюджетных отношений и пути их решения рассмотрели эксперты в ходе сессии «Межбюджетные отношения. В поиске равновесия» на Российском инвестиционном форуме. Спикеры обсудили, нужно ли усиливать помощь регионам или дать им больше самостоятельности, как именно менять систему межбюджетных отношений, какие проблемы существуют в финансовом распределении средств и уровне финансовой грамотности менеджмента регионов, как трансформировать систему субсидирования регионов.

«Межбюджетные отношения — инструмент стимулирования или иждивенчества?» — сформулировал основной вопрос к участникам дискуссии модератор Андрей Макаров, председатель комитета Государственной Думы ФС РФ по бюджету и налогам.

Министр финансов РФ Антон Силуанов перечислил основные тезисы, наиболее актуальные для межбюджетных отношений. По словам главы ведомства, зачастую руководители регионов не понимают, насколько бюджет региона и его инвестиционная привлекательность взаимосвязаны. Министр отметил, что ключевые вопросы межбюджетной политики сегодня следующие: как заложить в межбюджетные отношения условия для самостоятельного развития регионов, как налоговые инновации повлияют на бюджеты субъектов федерации и что необходимо делать в первую очередь — увеличивать зависимость, проводить единую политику или дать больше свободы регионам.

Проблемы межбюджетных отношений сегодня остро стоят перед многими регионами, в их числе и Калужская область. Губернатор субъекта Анатолий Артамонов уверен, что существующая межбюджетная политика носит дестимулирующий характер и нуждается в изменениях. «Я не настроен занимать позицию критиканства, я хочу в режиме спокойного диалога найти наиболее оптимальные решения, — отметил губернатор. — Во-первых, необходимо учитывать, что наша страна очень разная по территории, и инструменты поддержки заинтересованности регионов могут различаться. Регионы необходимо поощрять исходя из критериев оценки их деятельности».

Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Козак согласился, что Калужская область — это лакмусовая бумажка, которая отражает все проблемы межбюджетных отношений. «Область действительно является примером наращивания собственного потенциала, территория из глубоко дотационной стала донором. И теперь встал вопрос по поводу уровня софинансирования при предоставлении субсидий из регионального бюджета», — сообщил зампред. Козак рассказал, что Правительством России принимаются решения, которые будут стимулировать регионы-доноры, в частности пересмотрен уровень софинансирования мероприятий госпрограмм в сторону увеличения доли поступлений из федерального бюджета до 70%, а также увеличена сумма грантов для поддержки активных регионов. «Если Калужская область по действующему постановлению имела уровень софинансирования 48/52 (соответственно поступления из регионального и федерального бюджетов), то сейчас это 30/70. Мы сдвинули кривую финансирования за счет федерального бюджета в сторону высокообеспеченных регионов. Хотя Москва по-прежнему осталась на уровне 95/5», — уточнил Дмитрий Козак. Эксперт добавил, что пятерка регионов с высоким показателем бюджетной обеспеченности будет финансироваться из федерального бюджета на уровне 5—15%. «Задачи по реформированию межбюджетной политики утверждены Президентом РФ, выработан целый ряд инструментов, которые будут стимулировать регионы к наращиванию собственного потенциала. Прежде всего, это предоставление грантов территориям, которые наиболее динамично растут», — подчеркнул спикер.

«Со следующего года весь прирост налога на прибыль в 3%, зачисляемый в федеральный бюджет, будет оставаться в распоряжении регионов, будет распространяться между теми регионами, которые дали этот прирост», — уточнил Дмитрий Козак. Зампред пояснил, что дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности всегда были, есть и будут порождать иждивенчество, так как это самые легкие деньги. «Наша задача — уменьшить объем этих дотаций, чтобы территории могли за счет собственных источников доходов получать доходы в бюджет и выполнять социальные обязательства», — заключил зампред.

Необходимость предоставления регионам больших дополнительных свобод отметил председатель совета Фонда «Центр стратегических разработок» Алексей Кудрин. «Для того чтобы регионы поднимали свой потенциал и темпы экономического роста страны росли, нужно предоставить существенно больше дополнительных свобод субъектам федерации». Спикер заострил внимание на проблеме контрольно-надзорных функций. «Деятельность 80% надзорных органов мешает регионам стимулировать свой потенциал. Необходимо передать регионам часть полномочий по надзору-контролю, и на федеральном уровне часть функций нужно сократить, крайне важно уменьшить давление на бизнес в регионах», — высказался Кудрин, отметив, что для правоохранительных органов также должны быть введены показатели их влияния на инвестиционную активность регионов. Алексей Кудрин продолжил и тему субсидирования регионов: «Я считаю, что пропорция дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и отраслевых субсидий сложилась неправильно. В прошлом году таких субсидий было 100, в этом году — 65, прошло укрупнение ряда субсидий. Я думаю, таких субсидий должно быть существенно меньше — максимум 20, они должны решать главные задачи, которые стоят перед страной, не „размазываться“, а решать в каждой отрасли текущие задачи. Субсидии должны быть ориентированы на целевые, самые главные задачи».

Евгений Бушмин, заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ, согласился с Алексеем Кудриным, что субсидии нужно сокращать и укрупнять. Кроме того, спикер раскрыл проблемы налоговой базы: «Нужно улучшить налоговую базу в межбюджетных отношениях. Чем больше у регионов собственных доходов, тем более сбалансирована налоговая система. Необходимо дать больше свободы регионам».

Антон Силуанов добавил, что субсидии сокращать нужно, но полностью отказаться от них не получится. С ним согласился и Дмитрий Козак, выразив уверенность, что субсидии необходимо упорядочить, но отменить их невозможно. Зампред добавил, что в ближайшее время отказаться от федерального влияния на исполнение полномочий не получится. «Из 11 трлн 500 млрд рублей совокупных расходов регионов (с территориальными фондами медицинского страхования) зарегулировано 10 трлн 700 млрд, то есть зарегулированность составляет 97%. Мы прописали регионам, сколько им тратить на здравоохранение, образование и т. д.», — уточнил спикер. «Мы должны решить: дать большую свободу регионам либо, если считаем, что на всей территории страны должны соблюдаться единые стандарты регулирования, то тогда эти полномочия придется поднимать на федеральный уровень, изымать доходы из регионального бюджета и распределять исходя из потребностей регионов», — отметил Дмитрий Козак.

Модератор дискуссии Андрей Макаров подтвердил, что сегодня власти — федеральные и региональные — стоят перед развилкой: забрать все деньги на федеральный уровень и распределять их честно и справедливо либо, наоборот, усилить самостоятельность регионов.

Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова рассказала об основных проблемах в финансовом распределении. «Профессионализм финансовых управленцев, которые работают в регионах, оставляет желать лучшего. Очень многое на сегодняшний день в бюджетах субъектов происходит в силу незнания соответствующего законодательства и неумения правильно спланировать приоритеты в бюджете», — отметила эксперт. Татьяна Голикова подчеркнула, что те полномочия, которые закреплены за субъектами публичной власти, не всегда выполняются. «В 2016 году субъекты регионов запланировали свои доходы в объеме 8,8 трлн рублей, к концу года пересмотрели до 9,7 трлн, перевыполнили на 2,5%. А расходы запланировали в объеме 9,4 трлн, потом пересмотрели до 10,5 трлн и не исполнили на 5,6% — это 590 млрд рублей неисполненных полномочий», — подтвердила свой тезис цифрами Татьяна Голикова. Низкое исполнение бюджетов в течение всего года спикер считает одной из ключевых проблем межбюджетных отношений.

Максим Решетников, врио губернатора Пермского края, подчеркнул, что условия, прописанные в соглашениях по распределению дотаций, достаточно жесткие, последствия за невыполнение обязательств существенные, они стали инструментом, который, наконец, начал работать. «В этом году все субсидии идут через открытый бюджет, он очень жестко требует указания источников софинансирования. К сожалению, у меня возникают подозрения, что мы выделяем средства не совсем на те вещи, которые наиболее актуальны для регионов. Попытка по-прежнему „накинуть“ единую жесткую отраслевую политику на все регионы снижает совокупную эффективность», — высказался эксперт.

Зампред Дмитрий Козак выразил опасения, что новые инструменты межбюджетного финансирования, которые внедряются с этого года, не решат на 100% все проблемы. «В соглашениях предусмотрено обязательство органов исполнительной власти регионов нарастить в 2017 году собственные доходы. 41 субъект РФ вступил в дискуссию, что не сможет выполнить полностью эти обязательства», — отметил спикер.

Модератор дискуссии также поднял проблему муниципалитетов. Мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев заявил, что в 2017 году Новгородская область потеряет в результате межбюджетных изменений около 2 млрд рублей, соответственно, это скажется и на муниципалитетах. «Полномочия между субъектами и федерацией изменились, и у муниципалитетов, кроме НДФЛ, не осталось никаких источников пополнения бюджета», — заявил глава города.

Вице-губернатор Московской области Ильдар Габдрахманов отметил, что Московская область смогла реализовать очень многие программы благодаря поддержке федерального бюджета. Говоря о проблемах, эксперт упомянул недостатки налоговой системы: «По стране колоссальная налоговая задолженность, только по области — это 60 млрд рублей. Во всей цепочке по взысканию, администрированию задействованы все федеральные структуры. Очевидно, назрела необходимость оптимизации всех структур, ситуацию нужно менять, так как процедура сейчас очень долгая».

Подводя итог дискуссии, эксперты в очередной раз пришли к выводу, что муниципалитеты и регионы необходимо стимулировать к наращиванию собственного потенциала. В заключение зампред Дмитрий Козак отметил, что методика распределения бюджетных денег должна быть прозрачной и утверждаться самими регионами, чтобы ни у кого не было сомнений в справедливости распределения этих трансфертов.

Вернуться в новости