Новости

Экспортный акселератор. Учимся торговать глобально

14 февраля 2019

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Рост экспорта — показатель конкурентоспособности российской экономики 

«Экспорт — это показатель конкурентоспособности нашей продукции, и мы [Правительство — Ред.] должны содействовать тому, чтобы наша продукция соответствовала всем мировым стандартам», — Антон Силуанов, первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации. 

Господдержка экспорта приносит результаты 

«Наша задача — увеличение объемов поставок несырьевого и неэнергетического экспорта, чтобы выйти на параметр $250 млрд к 2024 году. <…> Пока мы движемся с положительным темпом, ежегодно более 10%, по прошлому году почти 12% прироста», — Денис Мантуров, Министр промышленности и торговли Российской Федерации.

«У нас созданы в субъектах Федерации центры поддержки экспорта. В этом году увеличены объемы поддержки регионов в 6 раз — 3,5 млрд рублей выделяется», — Андрей Слепнев, генеральный директор АО «Российский экспортный центр».

«В 2017 году наш экспорт [нижегородский — Ред.] составил ровно $3 млрд, несырьевой и неэнергетический. Доля несырьевого и неэнергетического экспорта — 76%», — Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области.


ПРОБЛЕМЫ

Отсутствие знаний и навыков у малого и среднего бизнеса для выхода на внешние рынки 

«Доля в совокупном экспорте малого бизнеса: в России — 2%, в Китае — 68% и в Турции — 60% <…> Вот масштаб проблемы, которую мы должны решать», — Андрей Шаронов, президент Московской школы управления СКОЛКОВО. 

«Мы обнаружили то, что очень много барьеров в головах у предпринимателей: барьер своего региона, барьер России только, либо ближайшие союзники по Евразийскому Союзу. Те компании, которые первые разрушают свои барьеры в головах, они оказываются успешными, несмотря на всё, что прозвучало до того, выходят вовне и продвигаются глобально», — Андрей Слепнев, генеральный директор АО «Российский экспортный центр».

«Менеджерам необходимо определить бизнес-возможности, выйти за рамки. Кроме того, имеются внутренние и внешние барьеры для того, чтобы выйти на рынки других стран, а они чувствуют себя уютно в рамках своей страны», — Питер Хоффманн, директор по развитию сети PwC's Accelerator.

«Зачастую менеджмент компании не выделяет необходимое количество собственных ресурсов на изучение опций поставок за рубеж», — Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области.

«Внутренние препятствия для МСП очень серьезные. Может быть, не хватает навыков, времени или знаний, чтобы выявить бизнес-возможности для МСП», — Питер Хоффманн, директор по развитию сети PwC's Accelerator.

Меры господдержки не соответствуют запросам малого и среднего бизнеса 

«У нас меры господдержки есть, но мы [малый бизнес — Ред.], видимо, не туда стучимся, либо дверь там такая, что малый бизнес не проходит. <…> Мы хотим, чтобы идеи, как поддерживать малый бизнес, были взяты у бизнес-объединений», — Александр Калинин, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». 


РЕШЕНИЯ

Построение системы поддержки МСП при выходе на внешние рынки

«Задачи РЭЦ: подсказать субъектам РФ и МСП, какие у них есть возможности для выхода на внешние рынки; помочь с организацией выхода на внешние рынки; помочь определить рынки той продукции, в которой участвуют эти предприятия; оказать финансовое содействие», — Антон Силуанов, Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации.

«KPI торгпреда должен заключаться в том, чтобы обеспечить выход наших предприятий на рынки той страны, где у нас находится торговое представительство», — Денис Мантуров, Министр промышленности и торговли Российской Федерации.

 «Необходимо формирование нетворкинга, особенно для малых компаний, потому что они без посторонней помощи найти контакт с потенциальным крупным клиентом не смогут», — Игорь Дроздов, председатель правления Фонда «Сколково». 

«Мы выбрали 5 компаний, с которыми заключили меморандумы на акселерацию. Внутри этих меморандумов конкретные меры: совместное изучение географии возможных поставок. <…> Мы помогаем определить конкретные точки поставок, конкретный продукт, который можно туда поставить, определяем оптимальную логистику, вырабатываем меры по поддержке и продвижению вместе с РЭЦ и формируем программу обучения персонала», — Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области.

Создание образовательных программ для МСП и навыков для экспортной деятельности

«Первое, что нам надо сделать, — это научиться использовать те инструменты, которые в стране уже наработаны, это и торгпредства, и посольства, <…> вся эта система нарабатывалось десятилетиями», — Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. 

«Надо, чтобы люди перестали бояться думать об экспорте. Многие боятся, считают, что это слишком сложно для них», — Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области.

«Нужны программы образования и подготовки. Необходимо посмотреть на структуру программ поддержки экспорта», — Питер Хоффманн, директор по развитию сети PwC's Accelerator.

Ориентация бизнес-проектов на внешние рынки 

«В нашем понимании изменилось то, что оборудование должно быть рождено глобальным, то есть мы сразу его придумали с партнерами из Германии, потому что основные рынки — это рынки Восточной Европы», — Максим Савинков, директор CSort. 

«Самое важное — составить экспортный план и решить проблему лидерства, переломить предприятия и вывести их на экспорт», — Анатолий Попов, заместитель председателя правления, руководитель блока «Корпоративный бизнес» ПАО Сбербанк. 

Вернуться в новости