Новости

Повышение эффективности производства — национальный приоритет

27 февраля 2017

На панельной сессии, прошедшей в рамках Российского инвестиционного форума, обсуждались факторы, которые сдерживают сегодня темпы роста производительности труда. 75,0% российских предпринимателей считают, что Россия может догнать по производительности труда развитые страны только в долгосрочной перспективе (6—15 лет), а 20,0% — в среднесрочной перспективе (до 5 лет). Около 80,0% предпринимателей называют государство драйвером в вопросе повышения производительности труда.

В правительстве разработан комплексный план по повышению производительности труда и готовится новый «паспорт» по этому направлению, который будет обсуждаться на Президентском совете в марте текущего года.

Ольга Голодец, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, в своем выступлении отметила, что конфликта интересов между ростом темпов экономики и ростом производительности труда нет. Высвобождение рабочей силы поможет перейти к высокопроизводительным и высокооплачиваемым рабочим местам. Сегодня у нас порядка одного миллиона вакансий, и этот показатель не снижается с 2012 года. Проблемой роста производительности труда, продолжила вице-премьер, сегодня является резкое сокращение инвестиций в российскую экономику и отсутствие стимулов у предпринимателей вкладываться в техническое перевооружение производства. К этому подталкивает и заниженная стоимость рабочей силы, которая не соответствует сегодняшнему уровню квалификации работников. На уровне МРОТ в России работает 4,9 млн человек, и он ниже прожиточного минимума.

Ольга Голодец заметила, что нарушены основные принципы работы экономики страны. Сальдированный результат предприятий по прибыли в 2015 году составил +76,0%, а инвестиции сократились на 9,0%. В 2016 году — соответственно +23,0%, а инвестиции еще сократились на 3,0%. Деньги несут в банки и зарабатывают на них еще 5—6% прибыли без «головной боли».

Василий Осьмаков, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации, считает, что производительность труда — это не самоцель и ее не надо фетишизировать. Далее замминистра обратил внимание на то, что мир знает много способов и вариантов ее расчета. В зависимости от метода расчета можно по-разному охарактеризовать, на каком месте находится Россия по этому показателю. Если производительность труда рассчитать по покупательной способности, то разрыв с США составит 30—40%, но никак не разы, добавил г-н Осьмаков. Далее он отметил, что российская экономика носит абсолютно многоукладный характер. Есть очень высокопроизводительные очаги, и есть участки, отрасли и предприятия, которые «застряли» в Советском Союзе. У нас очень пестрая картинка. Для каждой отрасли или сегмента есть и свои рецепты поддержки производительности труда. Содействие технологичной модернизации и набор инструментов по стимулированию технологического перевооружения уже сформирован. Это многочисленные субсидиарные программы, госпрограмма развития промышленности и фонд развития промышленности, которыми уже поддержано порядка 200 проектов.

В завершении Василий Осьмаков сказал: «Необходимо повышать качество управления и находить новые точки роста. У производства сейчас три больших барьера: технологическая модернизация, административные барьеры и косвенные издержки (сложное регулирование, в т. ч. таможенное), социальная нагрузка. Самое важное для нас сегодня и с чем трудно разобраться — это косвенные издержки».

Андрей Слепнев, заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации, директор Департамента проектной деятельности Правительства Российской Федерации, предложил ответить на вопрос: «На какие технологии мы ориентируемся? Либо на современные платформенные технологии, либо на наши стандартные схемы догоняющего развития». По мнению г-на Слепнева, сегодня мы ориентируемся на быстрые и практические результаты на средних и крупных предприятиях в регионах, в т. ч. учитываем опыт Татарстана.

Спикер считает, что потенциал роста производительности труда, без учета космических технологий, очень высокий и может составить порядка 30—50% за счет современных управленческих подходов и технологий в ближайшие 1—2 года. Важно иметь в виду, добавил Слепнев, и социальный аспект. Повышение производительности труда — это рост зарплат, рост спроса и потребления. При этом необходимо учитывать риски. Кроме того, необходимо совершенствовать регулирование, связанное с взаимодействием с государством, в т. ч. непроизводственные затраты: учет, контролирующие органы и таможню. Оптимизация может дать быстрый и хороший результат.

Важное направление, подчеркнул спикер, — это создание центров компетенции для учета передового опыта и создания соответствующих программ. Необходимо, по его мнению, улучшать качество государственного планирования, производительность труда считать от добавленной стоимости, а предприятия мотивировать с помощью государственных инструментов, для чего ввести специальные уровни соответствия.

Алексей Кудрин, председатель совета Фонда «Центр стратегических разработок», заместитель председателя Экономического совета при Президенте Российской Федерации, назвал производительность труда важнейшим показателем для предприятий и привел следующие показатели: «Если за период 2002—2015 годы производительность труда выросла на 60,0%, то за 2010—2015 годы — только на 8,0%. Это очень низкий рост». В стратегию развития, которую разрабатывает ЦСР, продолжил Алексей Кудрин, мы закладываем повышение производительности труда к 2024 году на 30%, а к 2035 году — ее удвоение. Только такая производительность труда обеспечит темпы роста экономики на 3—4 в год. По мнению спикера, численность трудовых ресурсов уменьшается, поэтому производительность труда необходимо увеличивать за счет других факторов: повышения качества государственного управления, роста инвестиций, выпуска конкурентоспособной продукции и выхода малых и средних предприятий на мировые рынки.

Проблему Алексей Кудрин видит в слабом технологическом прогрессе. Доля инновационной продукции должна составлять до 40%, а по факту она составляет 9%. Темпы ее роста очень низкие: отставание по темпам в 10 раз. Далее он отметил: «Вся цепочка от рабочего места до конечного продукта эффективно не работает. Единой индустрии производства инноваций нет. Надо эту цепочку запустить, иначе мы теряем позиции на новых рынках, в т. ч. и на рынке цифровой экономики».

В завершение Алексей Кудрин сказал: «От качества рабочей силы зависит производительность труда. В новой эпохе главнейшее качество — креативность. Необходимо увеличивать финансирование университетов и центров инноваций, развивать рынок и конкурентоспособность. Субсидии в экономику сегодня мало поддерживают инновации. Они должны быть на уровне 23% от ВВП».

Елена Панина, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, президент Национального исследовательского института экономической стратегии, председатель Московской конфедерации промышленников и предпринимателей, в своем выступлении сказала: «Мотивация бизнеса низкая. У нас монополия пронизала все. Процветает правовой нигилизм. Все делается с низким качеством без ГОСТов и ТУ. Прибыль предприятий используется не на организацию производства и его технологическое перевооружение, а на другие цели». Елена Панина также отметила, что производительность труда — синергетический показатель, который зависит от многих факторов. Необходимо демонополизировать экономику, обеспечить предприятия доступными кредитными ресурсами для перевооружения производства, восстановить систему инвестиционно-инновационного кредитования, совершенствовать институты развития. Нужна не поддержка точечных предприятий, а должна быть система мотивации бизнеса на работу в новых условиях.

Спикер обратила внимание на то, что «сегодня много стратегий на каждом уровне: федеральные, региональные, отраслевые, но они не сбалансированы друг с другом и неэффективно работают. Нужна полноценная система стратегического планирования в производстве и социальной сфере, оперативный мониторинг за их выполнением и своевременная корректировка управленческих процессов».

Николай Любимов, временно исполняющий обязанности губернатора Рязанской области, рассказал о том, что сегодня в области около 130 системообразующих предприятий. Все они в разной мере реализуют программы технической модернизации производства. Только замена оборудования может повысить производительность труда в два раза.

Четыре предприятия области, отметил г-н Любимов, используют поддержку Российского фонда поддержки предприятий. В полной мере должно заработать Агентство по технологическому развитию. Создан региональный фонд помощи предприятиям, но он пока имеет ограниченные возможности. Осуществляется посильная налоговая поддержка на региональном и муниципальном уровнях. Он считает, что необходима подготовка кадров и создание университетских центров для коммерциализации проектов; создание качественной городской среды для закрепления кадров на местах; всемерное использование институтов развития.

Максим Шерейкин, генеральный директор Агентства по технологическому развитию, обратил внимание на необходимость пересматривать трудоемкость процессов производства и добиваться реализации проектов, как по эффективной модернизации предприятий, так и по повышению эффективности внутренних процессов в компаниях. Устаревшие технологии и производства собирать в специальные кластеры и привлекать инвесторов для их технической модернизации.

Михаил Шмаков, председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), сказал: «Любой работник и трудовой коллектив заинтересован в повышении производительности труда для повышения зарплаты. Тема повышения производительности труда достаточно острая и имеет два подхода: философский подход к общественному труду и обычный. Общих критериев по расчету производительности труда нет. Можно считать по зарплате, можно по прибыли или издержкам. Если в материальной сфере производительность труда достаточно высока и ощутима, то в финансовой сфере она виртуальна. В производстве многое зависит от применяемой технологии независимо от того, где находится предприятие… Государство, понимая важность человеческого капитала, должно повысить качество государственного управления. Платформенная экономика выдавливает человека из производства. Каждое рабочее место генерирует отчисления в социальные фонды, а роботизация требует организации абсолютно нового уклада жизни общества».

Роберт Уразов, генеральный директор Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров „Ворлдскиллс Россия“», отметил, что производительность труда — это умение делать что-то быстрее и дешевле, чем конкуренты. Технологии быстро меняются и ведут к сокращению рабочих месть в промышленности.

Необходимо готовить новые кадры завтрашнего дня и своевременно повышать квалификацию работающих сегодня, т. к. навыки быстро устаревают. Также он заметил, что в СМИ и в общественном мнении не освещается позиция по измерению и полезности общественно полезного труда.

Вернуться в новости