Журнал

Максим Орешкин об основных драйверах роста российской экономики


Государство не существует отдельно от бизнеса и от людей. Государство должно стараться создавать максимально комфортные условия для развития предпринимательства, предлагать те изменения, которые позволят бизнесу становиться эффективнее. Бизнес должен понимать, как будет развиваться экономика. Только имея понимание происходящих процессов и доверие к экономическим властям, можно уверенно планировать инвестиции. В противном случае бизнес будет вместо своей основной работы пытаться угадать валютный курс, инфляцию и то, когда случится следующий кризис. Это повышает неопределенность.

Мировой экономический кризис осложнил достижение целей долгосрочного развития, привел к снижению инвестиционной активности, замедлил развитие российской инновационной системы. Чтобы идти по пути дальнейшего ускорения экономического роста, нужны прорывные проекты.

Сейчас много проблем на горизонте, которые мешают ускорению роста. Поэтому для обеспечения долгосрочного устойчивого развития российской экономики необходимы структурные реформы. При этом прорывные проекты должны ориентироваться на задачи диверсификации экономики, обеспечивая достижение устойчиво высоких темпов роста за счет повышения объемов и качества инвестиций, более эффективного использования трудовых ресурсов, возрастания квалификационного уровня и доходов занятых, производительности, ускоренного наращивания объемов несырьевого экспорта.

Необходимо активизировать частные инвестиции в условиях сдерживания роста потребительских расходов и снижения издержек бизнеса в сфере тарифов на продукцию естественных монополий и сокращения регуляторной, административной и правоохранительной нагрузки.

Повышение производительности труда и темпов роста ВВП должны строиться на увеличении доли и эффективности вложений в направления, отвечающие за повышение качества человеческого капитала (образование, науку и здравоохранение).

Модель производства, ориентированного, в первую очередь, исключительно на российский рынок, больше не подходит и нужно, чтобы даже иностранные инвесторы, которые приходят в Россию, работали на экспорт. Очевидно, что при переходе от внутреннего рынка к глобальному бизнесу нужен другой уровень определенности: макроэкономическая, налогово-таможенная политики должны быть понятны на годы вперед, чтобы реализовывать крупные инвестиционные проекты.

Опросы показывают существенное улучшение ожиданий бизнеса. Снижается число тех, кто говорит о неопределенности экономической ситуации, как главной проблеме – с 55 пунктов в декабре 2016 года до 47 в январе 2017 года. Это, конечно, еще не уровень января 2014 года, когда таких ответов было лишь 33 процента, поэтому финансово-экономическая политика будет нацелена на дальнейшее обеспечение стабильности и устойчивости ожиданий экономической ситуации.

Внедрение новых технологических решений, например, в сфере электронной торговли - крупных систем, к которым будут иметь доступ значительное количество российских производителей и потребителей –снизит транзакционные издержки и выведет экономику на другой уровень. Это также повысит экспорт продукции малого и среднего бизнеса, потому что через системы электронной торговли иностранные покупатели смогут получать доступ к информации.

Для повышения позиций России в рейтинге Doing Business мы формируем перечень решений и реформ, которые дадут конкретные результаты. В основном речь идет о решениях по внедрению «одного окна», работающих систем электронного документооборота при прохождении различных процедур. Особенно это касается процедур в строительстве и на таможне.

Меры по улучшению делового климата, повышению результативности крупных инвестиционных проектов, наращиванию объемов несырьевого экспорта, развитию малого и среднего предпринимательства, повышению эффективности государственной поддержки отраслей войдут в проект комплексного плана действий Правительства, направленных на повышение темпов роста российской экономики, на 2017 - 2025 годы.

Динамика реальных располагаемых доходов населения уже в 2017 году выйдет в область положительных значений. Поддержку им будет оказывать постепенное ускорение реальной заработной платы и доходов от предпринимательской деятельности на фоне восстановления экономики, а также динамика социальных трансфертов.

Потребительский спрос может стимулировать краткосрочный рост экономики и в определенной мере среднесрочный. С позиции долгосрочного роста определяющим станет увеличение потенциального ВВП, который формируется ростом инвестиций в основной капитал, расширением вклада трудовых ресурсов, повышением производительности (то есть качества основного и человеческого капитала). Без повышения потенциала роста стимулирование потребительского спроса приводит к перегреву экономики, росту инфляции и последующему вхождению в цикл экономического кризиса.

Новая система должна предусматривать такие налоговые механизмы, которые будут направлены на создание деловой активности и благоприятной бизнес-среды. Сейчас большую тревогу вызывает в опросе бизнеса показатель «высокий уровень налогообложения», который по-прежнему составляет 39%. Это высокий уровень и означает, что эта проблема становится одной из самых важных для долгосрочного экономического развития. Поэтому важно закончить обсуждение изменений налоговой системы к концу первого полугодия.

Необходимы и реальные инструменты, способствующие увеличению объёмов отечественной продукции в несырьевом секторе экономики. Целесообразно предусмотреть механизмы стимулирования экспорта российской продукции.

Налоговая система будет реально стимулировать экономический рост, в том числе созданием условий для увеличения объемов легального бизнеса, производительности труда, а также диверсификации экономики и ухода от сырьевой зависимости бюджета.

Мы ожидаем уверенного снижения инфляционной динамики в этом году до отметки 4 процента. И самым важным считаем стабилизацию долгосрочных инфляционных ожиданий около этого уровня и предсказуемую бюджетную политику. Неустойчивый дефицит сейчас — это всегда риск неустойчивости налоговой системы в будущем.

Взаимосвязанная конструкция бюджетной, денежно-кредитной и валютной политики обеспечит снижение зависимости экономики от колебаний нефтяных цен. Эта конструкция должна базироваться на новой, устойчивой в долгосрочной перспективе налоговой системе, способствующей обелению экономики, росту инвестиций и объемов экспорта, активному применению новых технологий.

Бизнес тонко чувствует, где риски. И там, где ему не комфортно, ни один предприниматель работать не будет. Комфортность ведения бизнесу может обеспечить только грамотная регуляторная политика. Для того чтобы бизнес «не утонул» во вредных законодательных инициативах, введена процедура оценки регулирующего воздействия, которая проводится на федеральном, региональном, а теперь и муниципальном уровнях. Это по сути, проверка инициатив на целесообразность, адекватность, эффективность в решении поставленных задач и отсутствия негативных последствий в виде необоснованных издержек бизнеса. Такая работа помогает предотвращать новые и снимать существующие административные барьеры, переходить к системе умного регулирования и создавать принцип принятия продуманных решений с точки зрения возможных влияний на предпринимательский сектор. Оценка регулирующего воздействия проверяет проекты актов, оценка фактического воздействия (ОФВ) проводит ревизию существующих. В целом, это поиск самых эффективных решений, которые ложатся в нормативную базу и становятся обязательными документами.

Чтобы «не тормозить» бизнес, который не может себе позволить тратить время, надо оптимизировать систему нормотворчества. Современное государство должно располагать механизмом быстрого и эффективного принятия решения по важным вопросам, одновременно максимально продуманного, взвешенного и соотносящего влияние на всех участников. Министерством разработан пакет предложений по этому направлению, как оперативных, так и со среднесрочной перспективой. Использование современных технологий поможет кратно уменьшить время на принятие необходимых решений.
Вернуться